Коллекционерам, собирающим монеты советского периода, хорошо известны монетоподобные кружки с круговой надписью «для испытания пресса» и пятиконечной звездой в обрамлении лавровых ветвей по центру. Но о том, что это был за пресс, и как его испытывали — знают далеко не все.
Вывезенное с немецких монетных дворов оборудование (по репарациям после окончания Великой Отечественной войны) ощутимо превосходило технику Ленинградского Монетного Двора как по скорости чеканки, так и по силе развиваемого прессами давления. В связи с чем, по всей видимости, Барнаульскому заводу механических прессов Министерства Станкостроения была поставлена задача: сделать станки «не хуже немецких» — то есть по сути скопировать (и по возможности улучшить) «трофейные» образцы.
Согласно ранее опубликованным данным1 ...к ноябрю 1948 года завод «с поставленной задачей успешно справился», и для апробации нового пресса в Барнаул была коммандирована группа специалистов Монетного Двора и оборудование необходимое для испытаний пресса на предмет пригодности для чеканки монеты.
Специально для этих целей на монетом дворе были изготовлены необходимые инструменты (печатные кольца, наборы специально изготовленных штемпелей, с надписью по окружности «для испытания персса» и др.). Штемпеля изготавливались трех видов — под размер одно-, пяти- и двадцати- копеечных монет, так чтобы можно было испытать пресс на самом большом а также самом малом и среднем диаметрах. Вместе со стандартными монетными заготовками всё оборудование было отправленно в Барнаул для наладки и обкатки новых прессов. После испытаний, согласно приказу2 весь штемпельный инструмент, а так же полученные в результате испытаний «жетоны» должны быть возвращены на Монетный Двор.
Однако же, судя по тому, что «5 копеечный» жетон-оттиск встречается в коллекциях достаточно часто — «строгий учет и контроль» коснулся лишь 1 и 20 копеечных оттисков, «1 копеечного» жетона в частных коллекциях на сегодня доподлинно неизвестно ни одного, а «20 копеечный» жетон известен в единственном экземпляре (из коллекции Е.М.Ф.).
Впервые «монетоподобный» статус эти жетоны получили после публикации их в каталоге Л.Ф.Петрова и А.И.Федорина «Тиражные монеты специального чекана РСФСР и СССР»3, где впервые были опубликованны 5 и 20 копеечные жетоны с их привязкой по массе, размеру и качеству чеканки к периоду 1935–1946 гг. (согласитесь, что при полном отсутствии какой либо официальной информации — очень близко к реальной дате их изготовления — конец 1948 года).
После наладки и обкатки прессов и непосредственно самих испытаний и чеканки этих монетоподобных жетонов на новом оборудовании, весь инструмент был возвращен на Монетный Двор. А через некоторое время, и сами новые прессы Барнаульского завода были доставлены и установлены в цехах Монетного Двора.
К периоду установки и обкатки прессов уже на ЛМД, по всей видимости, надо отнести и существующий на сегодня в единственном экземпляре (коллекция Л.Ф.П.), жетон «для испытания пресса» 5 копеечного размера, отчеканенный теми же штемпелями, но имеющий не гладкий, а рубчатый гурт — в точности соответствующий 5 копеечнику 1948–1949 годов выпуска.
Как уже отмечалось ранее, «5 копеечные» жетоны с гладким гуртом — довольно распространены, и неоднократно предлагались к продаже, а вот «20 копеечный» жетон из колекции Е.М.Ф (вероятно пока вообще уникальный в своем роде), впервые будет выставлен на публичные торги в ходе 67 нумизматического аукциона.
↑1 Моисеенко Н.С. Жетоны «для испытания пресса» // Петербургский коллекционер. СПБ., 2010, №1(57) стр. 29
↑2 там же., стр. 29 илл.1
↑3 Петров Л.Ф., Федорин А.И. Монеты Страны Советов. Тиражные монеты специального чекана РСФСР и СССР. 1921–1991 // М.: «Духовная Нива», 2008.