ś

X
Аукцион 75
Лот 236

Русские Рокфеллеры

Впервые на аукционе будет присутствовать предмет, принадлежавший Густаву Людвиговичу Нобелю, представителю знаменитого семейства. Это жетон в память 40-летия Механического завода «Людвиг Нобель» в Санкт-Петербурге (Аукцион 66, лот 104).

На обратной стороне этого редкого серебряного, покрытого эмалью жетона, внизу на ленте, выгравировано имя прежнего владельца Г.Л. Нобель.

Густав Людвигович Нобель приходился племянником всем известному изобретателю динамита и основоположнику Нобелевской премии Альфреду Нобелю, а также был младшим сыном не менее изобретательного промышленника и предпринимателя Людвига Нобеля, имя которого долгие годы и носил завод. Густав получил жетон будучи совсем юным. Уже в 16 лет он активно помогал старшему брату Эммануилу, возглавлявшему завод.

Общий вид механического завода Людвига Нобеля
и домов Нобеля Э.Л. в С.-Петербурге

Сборочные мастерские на заводе

Имя Нобелей, как тогда, так и сейчас, знает каждый, но мало кому известно, что немалые капиталы, положенные Альфредом Нобелем в основу Нобелевских премий, были заработаны, в том числе, и в России. И механическому заводу «Людвиг Нобель» принадлежит в этом не последняя роль.

Детище Людвига Нобеля — его механический завод — завоевало не меньшую славу, нежели другие гениальные прожекты представителей известного семейства. Именно этот завод, оборудованный станками и механизмами, изобретенными Людвигом Нобелем, и помог братьям Нобелям выбраться из долговой ямы, расплатиться по кредитам и восстановить доброе имя Нобеля-старшего, который обанкротившись, вынужден был покинуть Россию. Именно на этом заводе присутствовал, кстати, первый прототип станка с программным управлением, работавший по шаблону.

Жетон датирован 1902 годом, в то время, а точнее — в конце ХIХ — начале ХХ веков — имя Нобелей уже гремело по всей России, здесь их называли не иначе как русскими Рокфеллерами.Тогда для гражданина Российской империи словосочетание «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель», учрежденное объединившими капиталы братьями Нобелями (Альфредом, Людвигом и Робертом) в 1879 году, звучало очень внушительно.

В списке крупнейших российских компаний оно стабильно занимало одно из первых мест. Однако ничего этого, скорее всего, и не было бы, если бы задолго до этого, в 1862 году Людвиг Нобель не взял бы в аренду у знакомого промышленника, а спустя восемь лет не выкупил бы завод «Имервуд», расположенный на берегу Большой Невки, близ церкви Святого Сампсония на Выборгской стороне. Надо сказать, что громким словом «завод», который приобрел Людвиг, именовались тогда небольшие мастерские, спрятавшиеся среди огородов на тихом дворе купеческого дома. И вот под успешным руководством Людвига Нобеля, к которому потом присоединился Роберт, дело стало быстро расширяться. Приличными гонорарами и хорошими условиями труда Людвиг привлек к себе талантливых инженеров и квалифицированных рабочих. И вскоре оборудование и станки Нобеля стали известными на всю Россию. Помимо паровых машин и котлов различных систем, подъемных кранов, и другого оборудования для промышленных предприятий, по заказам военного ведомства фирма Людвига Нобеля производила снаряды, подводные мины, торпеды, скорострельные пушки, лафеты. Вся российская армия была вооружена нобелевскими винтовками новой конструкции. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов завод на Выборгской стороне оказал стране неоценимые услуги, снабдив войска прекрасным оружием. Братья снискали почет и уважение.

С началом деятельности «Товарищества Бр. Нобель» завод «Людвиг Нобель» прекратил производство оружия и стал больше ориентироваться на выпуск оборудования для нефтяной промышленности.

Россия стала второй родиной для братьев Ноблей, с именем которых связано появление и развитие многих отраслей русской промышленности. В отличие от братьев Людвиг Нобель почти не покидал Россию и считал себя русским гражданином. Здесь десятки лет прожил его отец. Людвиг умер в 1888 году. Дело его продолжили сыновья. К сожалению, младшему сыну Людвига, Густаву меньше всего довелось потрудиться в России на благо семейного дела. Во время революции, ему пришлось, как и всем другим членам семьи, спешно покинуть Россию. В эмиграции Густав вел активную общественную деятельность, являлся членом Российского торгово-промышленного и финансового союза, председательствовал в  административном Совете Русского высшего технического института в Париже.

Несмотря на то, что большую часть жизни Густав прожил во Франции, где, кстати, и похоронен, он до конца своих дней не переставал называть себя «русским шведом» и оказывать посильную помощь своим «соотечественникам». Именно под его влиянием шведская академия присудила Нобелевскую премию Ивану Бунину. Именно в его лице нашел поддержку генерал Кутепов.

После того, как Нобели навсегда покинули Россию, завод был национализирован и получил название «Русский дизель». В конце 1990-х годов завод «Русский дизель» был признан банкротом и закрыт. Но и по сей день на Большой Невке стоит Петербургский дом Нобелей, а напротив, на другом берегу реки, недавно установлен памятник Альфреду Нобелю, напоминающий, о том, сколько Нобели сделали для российской промышленности и России в целом.

 

Оцените заметку

Средняя оценка (12)

тэги: аукционы, жетоны