ś

X
Аукцион 108
Лот 566

Остров в океане

Знак участника экспедиции на остров Врангеля в 1924 г. Аукцион 108, лот 566

Некогда Михаил Ломоносов предполагал наличие этого острова в Северном Ледовитом океане, но точно уверен в его местонахождении не был, посему остров некоторое время носил странное название «Сомнительный». Впервые на полярные карты кусок суши, известный по рассказам эскимосов Чукотки и Аляски, попал в конце XVIII века, однако прочно утвердился на них лишь во второй половине века XIX. К тому моменту остров уже был известен всем под своим нынешним именем, полученным в честь русского мореплавателя адмирала Ф. П. Врангеля. Вопреки расхожему мнению, первооткрывателем его Фердинанд Петрович не был — на протяжении 4 лет (1820-1824) Врангель не единожды пытался достичь негостеприимных затерянных во льдах берегов, но не преуспел, и «крестным отцом» острова стал китобой Томас Лонг, решивший воздать должное настойчивости собрата по полярным исследованиям.

История, о которой пойдет речь, произошла ровно через сто лет после окончания сибирской экспедиции Врангеля. Правда, как юбилейное мероприятие ее никто не рассматривал, да и чисто гидрогеографической, несмотря на официальный «титул», ее было назвать непросто. На повестке дня экспедиции на остров Врангеля, организованной в 1924 году, были, разумеется, и научные задачи — наблюдение за льдами, составление карты глубин, приливов и отливов, но главная миссия ее была скорее политической. Основной задачей современные этому мероприятию газеты называли «водружение советского флага на острове». Миссия была крайне важна: во время кровопролитной гражданской войны было не до отдаленных островов, и к началу 20-х годов принадлежность острова молодой Советской России при удобном случае захотели бы оспорить японцы (Восточная Сибирь с прилегающими островами представлялась перспективным и лакомым куском). Канадцы, США и Британия благоприятного стечения обстоятельств уже дождались и наперебой рвались заявить свои права на территорию. Экспедиции Стефанссона 1921—1924 годов организовывались именно с этой целью, что и было озвучено в «Прокламации», составленной предприимчивым канадцем: «…Принимая во внимание отсутствие объявленных прав на остров со стороны иностранных держав и ввиду пребывания на острове с 12 марта 1914 года по 7 сентября 1914 года оставшихся живыми членов экипажа бригантины «Карлук» капитана Р. А. Бартлетта, командовавшего этим правительственным канадским судном Канадской арктической экспедиции 1913—1918 годов, из состава которой присутствует оставшийся в живых старший механик Монро, уроженец Шотландии и подданный Британии, поднимаем канадский и британский флаги и объявляем этот остров, известный под именем острова Врангеля, состоящим с этого времени владением Его Величества Георга, короля Великобритании и Ирландии, заморских доминионов, императора Индии и пр., и частью Британской империи».

Эта «авантюра», как впоследствии отзывался о своем предприятии в мемуарах сам Стефанссон, остаться незамеченной, конечно не могла. Сперва возмутился губернатор Аляски, во всеуслышание объявив остров законным владением США, а затем в дело вступила советская дипломатия.

После возвращения с Генуэзской конференции заместитель наркома иностранных дел РСФСР М. М. Литвинов был назначен ответственным за отношения со странами Западной Европы — он и потребовал от заместителя официального агента РСФСР Н. К. Клышко прояснить ситуацию с правами на остров. В частном письме сотруднику Форин-офиса 27 марта 1923 года Клышко написал: «Мое правительство получило дополнительную информацию, из которой явствует, что правительство Канады над островом Врангеля подняло британский флаг. Я был бы очень признателен, если бы вы смогли бы изыскать способ для скорейшего ответа на нашу ноту от прошлого года, которого, как мне известно, мое правительство ожидает с большим беспокойством». Британцы невозмутимо промолчали.

Тогда разъяснений потребовал уже Л. Б. Красин, глава официального представительства РСФСР в Лондоне: «…данный остров является российским владением и потому г-н Красин уполномочен своим правительством обратиться к британскому правительству с просьбой, чтобы оно использовало свои хорошие отношения с канадским правительством для того, чтобы положить конец подобным рейдам. Г-н Красин хотел бы добавить при этом, что его правительство принимает меры, направленные на предотвращение в будущем нарушения суверенитета над данным островом».

Не дождавшись внятного ответа и на этот раз, правительство СССР направило к острову Врангеля экспедицию. Бывший владивостокский портовый ледокол «Надёжный» оснастили пушками (на всякий случай), переименовали в канонерскую лодку «Красный Октябрь» и под командованием начальника оперативного отдела штаба Морсил Дальвоста Е.М. Воейкова отправили утверждать советский суверенитет присутствием на спорной территории. Руководителем экспедиции назначили начальника управления безопасности кораблевождения Морсил Дальвоста Б. В. Давыдова.

«Красный Октябрь» покинул Владивосток 20 июля 1924 года, и ровно через месяц над островом воздвигся (именно воздвигся, ибо сделан он был из металлических листов!) советский флаг. Вот как вспоминает об этом комиссар экспедиции М. А. Доминиковский в своей статье, опубликованной в 1925 году в «Смене» (№28): «Здесь же в бухте Роджерса, вблизи того места, где стояла мачта, сооруженная канадцами, нами был водружен флаг СССР, склепанный из листов цинкового железа, окрашенный в красный цвет с вырубленными буквами в теле флага СССР. Флаг надет на массивный железный прут, вделанный в верхнюю часть мачты, которая представляет из себя здоровое бревно. Мачта, сооруженная канадцами, на которой, по - видимому, развевался канадский флаг, что видно из дневника иностранца, была срублена, и к оставшейся части ее мы прибили доску с надписью даты пребывания Гидрографической Экспедиции и лозунгами на английском и русском языках: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Оставленных на острове канадцами колонистов-эскимосов и их руководителя Чарльза Уэльса вывезли на «Красном Октябре» из гуманитарных соображений: считается, что дальнейшее пребывание на острове грозило им голодной смертью, и эвакуация произошла по просьбе колонистов. Эскимосов, по словам Доминиковского, «зачислили на военморский паек, поселив часть в палатках на верхней палубе, а часть в кают - компании корабля. Эскимосы убедились, что большевики не так уж страшны, как им говорили канадцы. Из слов американца Чарльза Уэльса выяснили, что он занимался на острове промыслом пушного зверя. У него обнаружили среди собственных вещей два флага - один американский и второй канадский. Уэльс также имел на руках довольно удачный подбор коллекций горных пород, вел запись метеорологических наблюдений, в дневнике». Разумеется, гуманность ничуть не помешала реквизировать добытую колонистами пушнину и моржовый клык, а заодно и 300 капканов, использовавшихся для отлова зверей — своего рода плата за кров, стол и транспортировку на Большую землю.

Возвращение было хоть и триумфальным — задача выполнена! — но еще более тяжелым, нежели путь к острову. В конце сентября канонерскую лодку чуть не зажало льдами у мыса Шмидта — неизвестно, чем бы закончился поход, если бы не разыгравшийся весьма кстати шторм, помешавший полностью обездвижить корабль. Когда «Красный Октябрь» 29 октября вернулся во Владивосток, в топки летели последние лопаты угля, а пресной воды на судне не оставалось вовсе. Риск и тяготы похода были вознаграждены: постановлением Дальневосточного революционного комитета от 12 декабря 1924 года канонерская лодка была удостоена ордена Красного Знамени. Все участники (81 человек, из них 19 человек комсостава и 62 команды) в феврале 1925 года получили специально созданный в честь похода по эскизам начальника гидрографической партии экспедиции В.А. Грагайтиса нагрудный памятный знак. Удостоверения подписал председатель Дальревкома и краевого Исполкома Я.Б. Гамарник.

Лухт Эдуард Мартынович (1893–1940)

Казалось бы, на этом в истории знака можно ставить точку — ан нет. Точно так же, как история присутствия СССР на острове Врангеля не закончилась историей Гидрогеографической экспедиции 1924 года, биография интересной награды за эту экспедицию также имела продолжение. В 1926 году на пароходе «Ставрополь» под командой капитана Миловзорова на остров было вывезено несколько семейств чукчей и десять русских колонистов. Колония оказалась почти оторвана от мира, поскольку подход кораблей к острову был возможен только летом и то не каждый год… Северные острова нуждались в наблюдении и связи, и в 1927 году была организована Северная воздушная экспедиция. В ней принимали участие два самолета, поплавковый «Юнкерс F-13», пилотируемый Е.М. Кошелевым в сопровождении бортмеханика Г. Т. Побежимова, и летающая лодка «Савойя S-16» (пилот Э.М. Лухт, бортмеханик Ф. М. Егер, запасной механик В. Н. Журович ). После выполнения задания летчики, точно так же, как и участники экспедиции «Красного Октября», были награждены знаками «За экспедицию на остров Врангеля», причем Э. М. Лухту был вручен знак под №2.

«Если туда не пройдут пароходы и ледоколы, то долетят самолеты. Мощные, многомоторные самолеты, снабженные радио, могущие нести большой груз, обладающие способностью посадки и на воду, и на сушу.

И летчики, и самолеты для этой цели найдутся… а пока там, далеко на крайнем Севере Союза, стонет зимняя вьюга, шторм сотрясает стены маленького домика, и изредка полыхают в небе нежные огни воздушного океана», — такими пророческими словами завершил свою книгу о воздушной экспедиции Э. М. Лухт. Так началась эра полноценного освоения Арктики — и прекрасным напоминанием о славных страницах советской истории по-прежнему является нагрудный Знак, выпущенный почти сотню лет назад.


Список литературы

Смена №28, май 1925: http://smena-online.ru/archive/1925/28-0

Знак «За экспедицию на остров Врангеля»: http://izhig.ru/nagrudnye-znaki-svs/znak-za-ekspeditsiyu-na-ostrov-vrangelya.php

Список участников экспедиции на остров Врангеля, 1924 г.: http://welder-history.livejournal.com/267936.html

Давыдов Б. В. В тисках льда. Плавание канлодки «Красный Октябрь» на остров Врангеля, Ленинград, 1925 г.

Лухт Э. М., Бобров Н. С. На остров Врангеля: Северная воздушная экспедиция, Москва, 1932 г.

«Красный Октябрь»: http://odynokiy.livejournal.com


Оцените заметку

Средняя оценка (8)

тэги: история, аукционы, значки