ś

X
Аукцион 108
Лот 280

Лев под солнцем Персии

В мировой истории найдется не так уж много государств, одним из первых орденов которых стала бы специальная награда для иностранцев. И еще меньше — таких, у которых высшую государственную награду (притом на определенный исторический момент — единственную имеющуюся в государстве!) любой иностранец мог бы приобрести за деньги. Причем — и это важно! — не совершая этим никакого правонарушения и не противореча статуту награды.

Этот орден учредил к десятилетию своего правления, в 1808 (по некоторым версиям — в 1809) году, шах Фатх-Али (второй шах каджарской династии, до восшествия на престол носивший имя Баба-хан). Несмотря на то, что в молодости Фатх-Али под командованием своего предшественника и дядюшки, шаха-скопца Ага-Мухаммада, участвовал в военных походах, по складу характера был он человеком ничуть не воинственным, склонным к сибаритству, и предпочитал гаремные развлечения и стихотворчество государственным делам. Правитель также любил истинно восточные роскошь и пышность, но при том желал показать себя просвещенным и современным монархом (в период его правления Персия установила прочные дипломатические связи с Россией, Британией, Францией). Поэтому образцом для нового ордена Льва и Солнца вполне по-европейски послужила французская звезда ордена Почетного Легиона (по другой версии, менее распространенной, моделью являлся какой-то из британских рыцарских орденов). Высшие же степени ордена декорированы не только строгой эмалевой вставкой, как у «первоисточника», но также, с истинно восточным размахом, золотом и бриллиантами.

Знак и звезда ордена 1-й степени. Аукцион 108, лот 280

Награда была призвана отметить выдающиеся заслуги подданных шаха на военном и гражданском поприще или действия иностранных подданных во благо Персии (Ирана). Согласно описанию Кира Булычева (И.В. Можейко), «орден делился на пять классов. За основу орденского знака была выбрана звезда, обычно усыпанная брильянтами или стеклами. Разница в знаках различных степеней заключалась в числе лучей у этих звезд. Знак первого класса был восьмилучевой звездой, а знаки четвертого и пятого классов — пятилучевыми. А так как у двух первых классов были еще и дополнительные звезды, которые выполняли функции орденских звезд, то награжденный носил две звезды: одну — на ленте, вторую — приколотой на груди».

Знаки ордена 4-й степени.
Слева — для иностранцев (аукцион 84, лот 243), справа — для подданых Персии (аукцион 108, лот 280)
Насер ад-Дин Шах Каджар (1831—1896),
четвёртый шах Ирана

Изначально, разумеется, бесшабашная торговля наградой не предполагалась: орден, как уже было сказано, создавался не только для вручения иностранцам, но и для награждения собственных подданных (к слову, им регалия за все время своего существования доставалась куда реже). В «персидском» и «иностранном» варианте разительно отличается изображение государственного символа Персии, льва на фоне восходящего солнца. В эмалевом центральном медальоне — красном или зеленом в зависимости от назначения награды — лев стоит с саблей в лапе или лежит на фоне восхода. «Мирный», «гражданский» лежащий лев на зеленом фоне предназначался для иностранцев, «воинственный», дыбящийся с грозно воздетым мечом — для граждан Персии. Аналогично были дифференцированы и орденские ленты. Лента ордена Льва и Солнца, жалуемого иностранным военным, купцам или дипломатам, неизменно была зеленой, в то время, как лента «для внутреннего употребления» могла быть голубой, синей, красной или белой. Также возможны были сочетания цветов. В целом вопрос палитры расцветок орденских лент Льва и Солнца считается у фалеристов довольно сложным: в разное время статут ордена предполагал разные цвета лент. К тому же первый фирман с детальным описанием колера лент датирован 8 мая 1836 года, т.е. почти тремя десятками лет позднее, нежели учреждение ордена. Более того, в нем описано всего пять разновидностей лент, в то время как в фирмане 1856 года их уже восемь. Также за время существования ордена менялось количество степеней ордена для граждан: согласно фирману 1872 года оно уменьшилось с девяти до пяти.

Однако куда интереснее изменений технических, формальных, известных лишь увлеченным фалеристам, выглядят изменения идеологические, относящиеся не к цветам лент и количеству степеней ордена, а к уровню деяний, за которые вручалась награда. На заре существования ордена Льва и Солнца все было более чем благородно и благопристойно: I степенью с алмазами в 1817 году был награжден генерал А.П. Ермолов (его адъютант Н. П. Воейков, сопровождавший своего командира в Тебриз, тогда — Тавриз, на переговоры, получил награду III степени); орден с алмазами на бриллиантовой цепи был вручен шахом генерал-адъютанту И. Ф. Паскевичу по случаю заключения Туркманчайского мира между Персией и Россией; А. С. Грибоедов стал кавалером ордена дважды (Лев и Солнце II степени был получен по случаю назначения «полномочным министром резидентом» (посланником) в Персию в 1819 году, а орден I степени — при подготовке к отъезду посольства, в 1829 году, незадолго до его трагической гибели)…

Командир Персидской казачьей бригады полковник В.А.Косоговский. Среди прочего, кавалер ордена Льва и Солнца 1-й степени. Фото с аукциона 78, лот 101

Однако по мере расширения торговых и дипломатических связей между Российской империей и Персией получить запоминающуюся и красивую награду становилось все легче. Чиновники, военные, купцы получали Льва и Солнце при поездках в Иран если и не в обязательном порядке, то без каких-либо особых затруднений. Более того, любители наград могли даже не утруждать себя длительным и непростым путешествием — было достаточно купить патент у персидского консула в России. В сатирическом рассказе А. П. Чехова «Лев и Солнце» (1887 г.) городской голова «одного из городов, расположенных по сю сторону Уральского хребта» получает вожделенный орден после вызывающих у всего городка смех попыток подольститься к заезжему персидскому чиновнику и совместных походов с высокопоставленным гостем в ресторан, в зверинец, на колокольню и т.п. Степан Иванович Куцын так жаждет стать кавалером ордена Льва и Солнца, что не останавливается даже после того, как по почте получает карикатуру на себя с красноречивой эпиграммой:
 

«В знак дружбы двух монархий —
России и Ирана,
Из уваженья к вам, почтеннейший посол,
Я сам себя б разрезал, как барана,
Но, извините, я — осёл».

 

Он прилюдно выпрашивает орден у заезжего гостя жестами: «обыватели видели, как он остановился около каменных ворот со львами и указал персу сначала на льва, потом вверх, на солнце, потом себе на грудь, потом опять на льва и на солнце, а перс замотал головой, как бы в знак согласия, и, улыбаясь, показал свои белые зубы». И, разумеется, получает желаемое.

Несмотря на распространенность и некоторую девальвацию ордена Льва и Солнца для иностранцев, среди его кавалеров немало известных военных, государственных и политических деятелей. В разное время эту награду получили знаменитый русский военный инженер Э. И. Тотлебен (большой крест или I степень, 1869 г.) и занимавший пост министра иностранных дел при трёх режимах французский политик Талейран, чье имя стало едва ли не нарицательным для обозначения хитрости и дипломатического мастерства (I степень); генерал А.А. Брусилов (V степень, 1874 г.) и московский генерал-губернатор А.А. Закревский (I степень); маршалы Франции Жан-Жак Пелисье и Франсуа Базен (оба — I степень) и итальянский политик и поэт Костантино Нигра (I степень); крымский татарский интеллектуал и просветитель И. Гаспринский (III и IV степень) и первый премьер-министр объединененной Италии К. Бенсо ди Кавур (I степень).

Из-за массовости награждений орден не является чрезмерно редким, однако нельзя счесть его малоинтересным для коллекционеров. Во-первых, это превосходный образчик так называемого «каджарского стиля», по-восточному орнаментального, но в то же время скорее имперски-монументального, нежели варварски-пышного. Тонкая работа и оригинальный дизайн, сочетающий в себе традиционные еще со времен Сефевидов геральдические изображения с европейской манерой исполнения, превращают орден Льва и Солнца в изысканное украшение любого собрания. Во-вторых, в отличие от боевых орденов, многие из которых оплачены кровью, патент на этот орден нередко приобретался награждаемыми за деньги — соответственно, в его покупке за тот же презренный металл или дарении далеким от подвигов людям нет ровным счетом ничего предосудительного даже с точки зрения законченного моралиста. Ну и наконец, в силу все той же изначальной доступности награды за патент, можно, приобретя роскошную звезду, считать себя не просто ее покупателем, а в некотором роде полноправным обладателем, практически «официально награжденным». Пусть шахский Иран, наградой которого являлся орден Льва и Солнца, давно канул в Лету — ценность некоторых вещей не слишком зависит от того, существуют ли еще страны и режимы, некогда пустившие их в обиход.

Список литературы

Цветовая палитра лент ордена Льва и Солнца: http://ak-group.ru/forum/archive/index.php/t-13853.html

Скабичевский А. М. Александр Грибоедов. Его жизнь и литературная деятельность. Биографический очерк.

Полынкин А. Адъютант генерала Ермолова.

Список кавалеров ордена Льва и Солнца

Погосян Г. Награды эпохи Каджаров: http://mostga.am/istoki/nagrady-epokhi-kadzharov-533.html

Чехов А. П. Лев и Солнце.


Оцените заметку

Средняя оценка (9)

тэги: история, аукционы, ордена