На нашем ближайшем аукционе 27 июня 2015 г. выставлена интересная подборка золотых монет Англии, Священной Римской Империи германской нации, Швейцарии, Великобритании XVII–XX веков. Это лоты 684–713. Монеты в сохранности очень хорошая — отличная. Такие монеты на нашем рынке встречаются очень редко. Возможно это шанс коллекционерам расширить горизонт своей коллекции. Познакомиться ближе с историей Европы. Стоимость же таких монет, по сравнению с российскими аналогичного периода, намного ниже.
Ниже приводится отрывок из книги Свейна Гуллбекка «Деньги, изменившие мир. История золотых монет и золотых валют».
Финансовый пузырь XVII века
Одним из заслуживающих внимания последствий мощного притока драгоценных металлов в Европу из Нового Света, начавшегося с 1540-х годов, стал относительно высокий рост инфляции в следующем столетии. В ходе этой «великой ценовой революции» цены выросли в среднем в шесть раз за 150 лет; такой рост инфляции не наблюдался со времен Римского периода.
Хотя движимая рынком экономика не была чем-то новым, объем возникшей денежной массы оказался беспрецедентным. При таком количестве высокообеспеченных людей и дефиците товаров цены подскочили до небес. Нигде подобное развитие событий не стало столь очевидным, как в Нидерландах на пике того, что позднее будет названо «тюльпановой манией». Тюльпаны были впервые завезены в Европу приблизительно в 1554 г. и к концу XVI века их успешно культивировали в Нидерландах. В то же время голландцы становились одной из наиболее успешных торговых наций в Европе. Тюльпан стал символом статуса для новоиспеченного класса зажиточных торговцев, начал расти спрос на редкие разновидности. В 1634 г., частично в результате спроса за пределами Нидерландов, цены на тюльпаны выросли. Спекулянты начали инвестировать, возник рынок фьючерсов при покупке и продаже контрактов на покупку луковиц в конце сезона. Спустя несколько лет это переросло в национальную манию. К 1637 г. цены на редкие тюльпаны достигли астрономических уровней. Например, в 1637 г. луковица тюльпана «Вице-король» была оценена в 3000–4000 гульденов или более чем в 1000 золотых дукатов, эта цифра более чем в десять раз превышала жалование квалифицированного ремесленника в Амстердаме в то время. Когда спекулятивный пузырь лопнул, цены за один день упали на 80 и более процентов, что привело к катастрофическим последствиям для многих инвесторов.
Африканское золото и гинея
Спустя несколько лет после того, как лопнул финансовый пузырь в Нидерландах, на английский престол взошел Карл II (1660–1685 гг.). Вооруженный стабильным притоком золота из Африки, Карл перестроил английскую систему золотой чеканки и ввел новую монету — гинею. Гинея занимала центральное место в денежном обращении вплоть до наполеоновских войн (1803–1815 гг.), играя важную роль во отношениях Британии с иностранными государствами и Промышленной революции.
Первая гинея пробой в 22 карата была отчеканена в 1663 г. Она весила чуть меньше 8,4 г и была по размеру больше французского луидора. Были также отчеканены монеты достоинством в две, пол- и четверть гинеи, а также впечатляющая монета в пять гиней весом почти 42 г, которая явилась самой большой английской монетой в то время и одной из самых больших монет, когда-либо выпущенных британцами.
Вдохновленный нововведениями Людовика XIII во Франции, Карл II также ввел современные способы чеканки, которые позволяли бороться с нелегальным обрезанием монет, перераставшим в то время в серьезную проблему для британского золотого монетообращения. Он импортировал французские прессы и приказал использовать их для чеканки всех монет. Гинея стала первой британской золотой монетой, изготовленной таким способом. Для адаптации к новым прессам диаметр монеты пришлось немного уменьшить с тем, чтобы толщина соответствовала новым методам чеканки. Монеты больших номиналов имели гурт с надписью DECUS ET TUTAMEN («украшение и защита»), что предполагало защиту монеты от незаконного обрезания. Эта мера, по словам одного из современников, «спасла жизнь многим преступникам», поскольку лишила их возможности нарушить закон.
Название «гинея» возникло в народе и не было официальным. Первые гинеи чеканились из золота, привозимого в Англию из Африки, с побережья Гвинеи Королевской африканской компанией. В канун Рождества 1663 г. работники Королевского монетного двора в Лондоне получили приказ штамповать все золото и серебро, поставляемое им Африканской компанией, торговым знаком Компании в виде маленького слона. Этот символ, а позднее — изображение слона и замка ставили под монаршим портретом на аверсе гинеи. Этот знак делал монету легкоузнаваемой, и вскоре люди стали называть их «гинеи» (прим. переводчика: название страны и монеты в английском языке звучит и пишется одинаково: Guinea).
В течение всего XVIII века в обращение было выпущено огромное количество гиней, тогда как серебряные монеты почти не чеканили. Гинея проложила путь постепенному переходу Британии к золотому стандарту. Изначально гинея выпускалась «для использования Компанией королевских первооткрывателей Англии, торгующих с Африкой (the Company of Royal Adventurers of England Trading with Africa)», но в результате она сыграла главную роль в становлении Британской империи по мере того, как Британия присоединяла к своим территориям Индию, Северную Америку и Карибы.
К периоду короля Георга III (1760–1820 г.г.) начиналась последняя глава в истории гинеи как основной золотой монеты Англии. Несмотря на приступы сумасшествия, которые приписывались монарху в конце его правления, правление Георга III было ознаменовано триумфами: великой экспансией империи и значительным ростом торговли с заморскими территориями. Большой прогресс был достигнут в области сельского хозяйства, технологии и транспорта, что обозначило начало Промышленной революции. Однако, правление Георга III было омрачено политической катастрофой. В 1775 г. в Америке вспыхнул конфликт на почве возрастающей враждебности к попыткам Британии обложить колонии налогами. Год спустя Великобритания лишилась своих американских колоний. Американская декларация независимости гласила, что Георг III лично повинен в политических проблемах нации: «Он отрекся от правления здесь… Он опустошил наши моря, разграбил наше побережье, сжег наши города и разрушил жизнь наших людей». Тем не менее, гинеи Георга продолжали широко использоваться в денежном обращении Северной Америки и были включены США в список иностранных монет, считавшихся в 1790-х гг. легальным платежным средством. Это один из многих примеров того, как деньги одерживают верх над политическими соображениями.
Однако, наполеоновские войны определили конец гинеи. Производство гинеи было приостановлено в 1799 г., люди все чаще стали расплачиваться банкнотами. Производство монеты возобновилось лишь в 1813 г., когда возникла необходимость отчеканить ограниченное количество гиней для выплаты жалования армии герцога Веллингтона за кампанию против Наполеона. Эти последние чеканенные гинеи стали, соответственно, известны как «военные гинеи». Во время Великой перечеканки, начавшейся в 1816 г., гинею заменила наиболее известная из всех британских золотых монет — современный соверен, изготавливавшийся на паровых прессах, установленных на Королевском монетном дворе.
Наступал новый мировой порядок, в котором Британская империя обретала лидирующее место, создавая политические и экономические бастионы по всему миру.
Свейн Х. Гуллбекк. Деньги, изменившие мир. История золотых монет и золотых валют, Осло 2014 г.
(The Money that Changed the World. A History of Gold Coins and Gold Currencies by Svein H. Gullbekk, Oslo 2014)