ś

X

Описание сохранности «по-русски»

При описании монет (помимо атрибуции по различным каталогам) очень важным, если не самым главным является предельно точное и корректное указание степени сохранности монеты. Это связано в первую очередь с тем, что подавляющее большинство участников торгов (даже если они имеют возможность просмотреть лоты «живьем» на пред-аукционной выставке) далеко не всегда утруждаются делать пометки о состоянии просмотренных лотов, в лучшем случае отмечая понравившиеся лоты плюсиком, кружочком или еще как-то.
Большинство же участников либо вообще не имеют возможности ознакомиться с лотами, участвуя в тогах дистанционно, либо полностью полагаются на описание лота и иллюстрации в каталоге.
Таким образом, одной из основных целей экспертов, при формировании и подготовке к печати очередного каталога — это корректное и непредвзятое описание каждого лота.
Использование западных методик определения оценки состояния монеты (например немецкая «шкала качества» или же система Шелдона) для отечественного рынка допустимо, но неудобно и зачастую является камнем преткновения и источником множества споров и конфликтных ситуаций. Особенно это актуально для медных монет, большинство из которых не просто прилично побыло в денежном обращении, но и зачастую успели «полежать в земле». Не самое цивилизованное, и порой даже пренебрежительное отношение к монетам, которые успели выйти из обращения и утратили функцию «денег» вкупе с многолетними гонениями на коллекционирование вообще и нумизматику в частности, привело к тому, что большинство дореволюционных коллекций были национализированы (попали в государственные музеи). Многие частные коллекции были вывезены из России или иным образом сокрыты от «смутных времен», и, как следствие оказались утрачены или же недоступны для коллекционеров, живущих в наше время.

Примером «старого» подхода к качеству коллекционных монет можно назвать очень серьёзную коллекцию Ирвина Гудмана, как по составу монет, так и по их состоянию. Я имею в виду продажу коллекции «Irving Goodman. Collection of Russian Coinage» которая состоялась 11–12 февраля 1991 года.

Практически каждая монета из такого собрания — это «маленькая гордость» для коллекционера ею обладающего. Каждое появление такой монеты на следующем аукционе (будь то аукцион отечественный или же западный) обязательно особо отмечается в описании лота.

Итак, вернемся к описанию степеней сохранности, точнее к описанию степеней сохранности «по-русски».

Хорошая (Fine) F12 to F15 по Шелдону
По сути своей очень прилично походившая в обороте монета, "уставшая" от времени, но всё еще четко различимая и опознаваемая. Русское название "хорошее" — является положительной характеристикой монеты, чуть ли не рекомендацией к приобретению монеты, которая, в общем то сохранилась достаточно слабо.
С другой стороны, существует целый класс монет (назовем их "раритеты") которые даже в состоянии Fine известны на сегодня в столь малых количествах, что даже достаточно слабым экземплярам коллекционеры отчаянно рады.

Очень хорошая (Very Fine) VF20 to VF35 по Шелдону
Это уже вполне приличные, недолго обращавшиеся экземпляры, с хорошим (не корродированным) полем и очень хорошим распознаваемым рельефом изображения.
Сюда же должны быть отнесены монеты мало обращавшиеся, (не имеющие сильных изъянов, приобретенных дефектов, следов реставрации или чистки), но со следами пребывания в земле или иного неправильного хранения.
Монеты в состоянии «очень хорошее» уже могут иметь определенную эстетическую привлекательность, радовать глаз красивой патиной (не надо путать благородную патину с минерализацией поверхности) и даже вызывать здоровую зависть у коллег по увлечению, не имеющих такой монеты вообще или обладающих более слабым по сохранности экземпляром.

Почти отличная (Very Fine - Extremely Fine)  EF40 to EF45 по Шелдону
Следы обращения на монете все же есть, но почти не бросаются в глаза при беглом осмотре. Рельеф изображения весь хорошо различим, и почти не имеет утрат мелких деталей рисунка. Естественно ни о какой коррозии, сильных механических дефектах не может быть и речи. Допустимы значительные следы от хранения монет в мешках «в насыпку». Сюда же можно отнести монеты, сохранившиеся почти идеально, но получившие один или несколько значительных дефектов при обращении или же неправильном хранении.

Отличная  (Extremely Fine) AU50 to AU55 по Шелдону 
Монета почти не имеет следов обращения, лишь небольшая притертость самых высоких точек рельефа допустима. Как правило, на таких монетах самыми заметными недостатками являются следы хранения монет «в насыпку» и/или следы неправильного хранения и чистки. Даже если монета не была в обращении (по сохранности деталей) но подвергалась непрофессиональной чистке — на сохранность выше чем AU такая монета претендовать не может.

Почти превосходная AU56 to MS62 по Шелдону
Чтобы получить такую оценку состояния монета должна вообще не иметь потертостей или иных следов обращения (однако допустим не полный прочекан деталей изображения). Следы всякой чистки абсолютно исключены, допустимо наличие небольшого количества следов хранения «в насыпку» при условии, что они не бросаются в глаза и не портят общий вид монеты. Наличие штемпельного блеска обязательно. Для медных монет допустимо наличие благородной патины, равномерной по всей поверхности монеты.

Превосходная (Uncirculated) MS63 to MS69 по Шелдону
Монета не имеющая вообще никаких дефектов или недостатков. «Идеальная» монета без лишней скромности. Такие монеты очень редки, от них обычно сложно отвести взгляд, и их «боязно» лишний раз брать в руки, чтобы не попортить случайным прикосновением. Одним словом лучше — не бывает.
 
В предложении на «нумизматическом рынке» всегда есть огромный выбор монет. Этому способствует и развитие «электронной» коммерции, и возросшая с распространением интернета скорость обмена информацией и появление разного рода информационных ресурсов и «виртуальных»  торговых площадок. Но, к сожалению, подавляющее большинство предлагаемых таким образом монет имеют состояние, скажем так, не выше чем VF. Такие экземпляры в основной массе своей — мало востребованы, так как не представляют интереса для коллекционеров. С другой стороны, даже самая простая монета — например, полтинник Николая II 1913 года — но сохранившаяся в идеальном состоянии, несмотря на «не редкость» монеты самой по себе, вызовет интерес как у «новичка-коллекционера», так и у маститого диллера, привлекая взгляды своей первозданной красотой.

К сожалению, этими, казалось бы простыми правилами определения состояния монет в России иногда пренебрегают пользоваться не только дилеры, но и целые аукционные дома. Кто-то делает это в угоду коммерческим интересам (намеренно «завышая» состояние или «не замечая» дефекты или следы реставрации), кто-то и вовсе ставит оценку состояния «на глазок» — по принципу «нравится - не нравится». Зачастую это касается и монет пришедших к коллекционеру или дилеру из «земли». Рельеф изображения у такой монеты может быть шикарный, все мельчайшие детали изображения хорошо видны, но вся поверхность монеты — это уже не металл и даже не патина, а толстый слой продуктов коррозии, скрывающий от глаз истинное состояние монеты.

Многочисленные попытки создать хотя бы единый «понятийный аппарат» для всех участников отечественного рынка — предпринимались неоднократно, но к сожалению, так ни к чему и не привели.  До сих пор и гнилую копанину (с неплохим в общем-то рельефом), монеты с разного рода реставрациями, и вытертые до почти полной неузнаваемости обмылки — всё это пытаются выдать за «VF - по-русски».

Печально.
Хочется надеяться, что данная публикация будет полезна для коллекционеров, и поможет разделить «зерна от плевел» и украсить свою коллекцию действительно достойными экземплярами, которые не стыдно будет и коллегам по увлечению показать, и наследникам оставить.


Оцените заметку

Средняя оценка (41)

тэги: технология, рынок, русские монеты, каталог, советские монеты, термины