Среди медных монет первых десятилетий XVIII века подделками «в ущерб обращению» никого не удивить. Это, в принципе, легко объяснимо — при большом разрыве между стоимостью меди и номиналом монеты подделка становилась очень выгодной. После 1730 года, с выпуском в обращение денег и полушек, по стопе в 10 рублей из пуда меди, подделки стало делать менее выгодно, и этот монетный тип просуществовал достаточно долго — почти 25 лет. Копейки с «орлом на облаках», появившиеся в 1755 году, делались по еще более «невыгодной» для казны цене — по 8 рублей из пуда меди. В 1757 году стопа вновь изменилась — новая эмиссия (по 16 рублей из пуда) состояла из пяти номиналов — полушка, денга, копейка, двушка и пятикопеечник. Нормативный вес «новой» копейки — составлял около 10 грамм, и был достаточно близок к весу «старой» денги (около 8 г), да и размер этих двух монет был достаточно схожим. Такая «близость» по размеру и весу двух монет быстро была замечена «лихими людьми» и коллекционерам медных монет хорошо известны фальшивые медные копейки с вензелем Елизаветы, которые были перечеканены из денег образца 1730 года.
Резчик фальшивых штемпелей правдоподобно скопировал рисунок вензеля Императрицы, но достаточно халатно отнесся к остальным деталям рисунка и распознать таковые фальшивые копейки несложно — на них, как правило, и следы денег обильны, и рисунок штемпелей достаточно красноречиво говорит об их немондворовском происхождении.
Сравнение подлинной копейки 1758 года и фальшивой (перечеканеной из денги)
По приведенной картинке видно, что рисунок штемпеля фальшивой копейки в деталях хоть и выглядит достаточно похоже, но при ближайшем рассмотрении никакой критики уже не выдерживает.
Бизнес по изготовлению «копеек» из «денег» был несомненно выгодным, и таковых подделок коллекционерам известно достаточно много, причем качеством и аккуратностью выделки штемпеля фальшаков отличались далеко не всегда. На примере с копейкой 1760 года и двумя фальшивками это хорошо видно: монета в середине иллюстрации выглядит вполне натурально и запросто могла ходить нераспознанной многие годы, а вторая фальшивая монета (в нижней части картинки) выглядит достаточно неопрятно, и вполне могла вызвать подозрение при попытке ей расплатиться. Тем не менее, такие копейки достаточно распространены, и скорее всего находились в обращении наравне с настоящими на протяжении достаточно длительного периода времени.
В 1763 году появляются новые копеечные монеты — с вензелем Екатерины II, при этом большинство из этих «новых» копеек имеют явные следы перечеканки. При этом, поддельных копеечных монет с вензелем Екатерины известно во много раз меньше, чем с Елизаветинским вензелем. Возможно, это связано со значительно выросшим качеством выделки монеты на монетных дворах, ведь продукция фальшивомонетчиков слишком сильно отличалась от «официальной» продукции. Так или иначе - но фальшивые копейки образца 1763 года, перечеканеные из денег, значительно более редки.
Отдельно стоит обратить внимание на такой момент: резчик фальшивых штемпелей старался достаточно точно скопировать детали изображения настоящей монеты, вплоть до рисунка завитков вензеля, букв монетного двора, обозначения номинала и даже рисунка венка вокруг вензеля. Это позволяет говорить о росте мастерства резчика, и в то же время, говорит о том, что изготовление этих подделок можно с большой долей вероятности датировать той же или близкой датой, что и сами оригинальные копейки, то есть где-то после 1763 года.
В рисунке фальшивой копейки с датой 1763 мы уже не наблюдаем «признаков», характерных практически для всех «Елизаветинских« подделок, таких как:
- рука всадника, держащая копье, неправильной и весьма специфической формы;
- голова всадника как правило значительно отставлена от тулова;
- прямоугольная морда лошади;
На фальшивой копейке появляются «рубежки» по краю штемпеля — как на подлинных монетах, всадник и конь выглядят гораздо естественнее, в рисунке появляются многие мелкие детали, даже шарик на верхнем конце копья и шлем на голове всадника. Иными словами, это уже очень хорошая и качественная подделка, значительно лучшего качества изготовления, хоть и отчеканеная, по-прежнему, на денге образца 1730 года.
Отдельно, на мой взгляд, стоит остановиться еще на одной монете, споры о которой до сих пор не прекращаются. Я имею в виду копейку 1767 года с обозначением двора «ММ».
Согласно отчетам Московского монетного двора копейки в 1767 году не чеканились, но в каталоге Ильина таковая монета отмечена как очень редкая, а в каталоге Георгия Михайловича даже приведено фото такой монеты (на фото сверху)
В состав коллекции, которую предложили для реализации на наших аукционах, входит однокопеечник 1767 года с буквами ММ, но одна из сторон (а именно сторона с вензелем) этой монеты отличается от фотографии, опубликованной в «корпусе», а сторона со всадником у обоих монет — практически идентична. Экземпляр из Корпуса - на маленьком кружке, наш же, наоборот, на широком и достаточно тонком, поэтому штемпель уместился на заготовке весь. Масса этой копейки — 7,8 г — что ближе к массе денги, чем к нормативному весу подлинной копейки. Однако венок, рисунок вензеля и цифры даты на монете выполнены очень изящно.
При сравнении с подлинной однокопеечной монетой 1766 СПМ кажутся достаточно похожими многие детали в изображениях, например форма единицы и семерки даты, а так же рисунок вензеля.
Такая «аналогичность» в изображениях, вкупе со многими другими признаками наводит на мысль о том, что резчик фальшивых штемпелей немного переусердствовал при их изготовлении, скопировав вензельную сторону с монеты Санкт-Петербургского двора, а под всадником «по привычке» разместил обозначение Московского двора.
Получившийся кадавр почти 250 лет смущал умы отечественных нумизматов, вызывая ожесточенные споры и жаркие дискуссии между коллекционерами.
И если с этой монетой, и с экземпляром из собрания Георгия Михайловича — мы всё таки вроде бы разобрались, то вопрос о существовании подлинной копейки 1767 года Московского монетного двора — по прежнему остается открытым. А вдруг она все ж таки существует...?