Иностранцы, служившие в Русской императорской армии — довольно интересная тема исторических исследований. Она богата и на различные курьезы: чего стоит только Георгиевский кавалер, старший унтер-офицер Императорского военно-воздушного флота темнокожий полинезиец Марсель Пля. Действительно, во время первой мировой войны в состав Русской императорской армии входили многие иностранные части: бельгийские, британские, сербские, чешские; также иностранцы служили и в регулярных частях армии. История службы бельгийского броневого автомобильного дивизиона, о котором пойдет речь в этой заметке, не столь анекдотична, как история темнокожего фельдфебеля, но тоже отнюдь не безынтересна.
Дивизион был сформирован весной 1915 года в Париже, и, после стабилизации Западного фронта, был послан в распоряжение Императора Николая II (тому предшествовал официальный запрос Николая II королю бельгийцев Альберту I).
Бельгийская бронеколонна в Париже.
В октябре 1915 дивизион в составе около 350 человек, 13 бронеавтомобилей «Морс» и «Пежо», 6 легковых машин, 20 грузовиков, 18 мотоциклеток и 130 велосипедов прибыл в Архангельск. 6 декабря 1915 года состоялся Высочайший смотр дивизиона в Царском Селе; спустя месяц дивизион прибыл на Юго-Западный фронт, участвовал в боевых действиях в Галиции в составе 11-й армии. В сражениях бельгийцы себя зарекомендовали хорошо, отмечалась их эффективность в уничтожении вражеских пулеметных точек. За все время, проведенное на фронте, дивизион потерял несколько бронеавтомобилей и 15 человек личного состава убитыми, наибольшие потери произошли в бою у села Конюхи. Не один бельгиец впоследствии был отмечен Георгиевским крестом за проявленную отвагу.
Иллюстрация из бельгийского журнала.
Состав бельгиского бронедивизиона
по прибытии в Сан-Франциско.
Дивизион воевал в составе русской армии и после Октябрьской революции 1917 года. Лишь после заключения Брестского мира бельгийцы начали свое возвращение на родину. Путь на север, в Мурманск, был закрыт, и бельгийские бойцы, не желая ввязываться в Гражданскую войну, разобрали все бронеавтомобили дивизиона и выдвинулись во Владивосток по Транссибирской магистрали (стоит, однако отметить, что отдельные чины дивизиона, позже объявленные королем Альбертом I дезертирами, поступили в Красную армию и в авто-отряд атамана Семенова). В апреле 1918 года на американском корабле SS Sheridan бельгийцы отплыли в Сан-Франциско, в июне того же года они уже были в Нью-Йорке, а двумя неделями позже прибыли в Париж — отправную точку своего путешествия. Вскоре после этого батальон был расформирован. Весь путь солдат из Владивостока и до Брюсселя широко освещался в прессе; дивизион, обогнувший весь земной шар, был весьма популярен у себя на родине.
Аукцион № 87, лот № 408.
Два Георгиевских креста, принадлежавшие солдату 2-й батареи Бельгийского броневого автомобильного дивизиона Auguste Van de Voorde.