...А кони в сумерках колышут гривами,
Автобус новенький спеши, спеши,
Ах, Надя, Наденька, мне б за двугривенный
В любую сторону твоей души...
Б.Ш.Окуджава.
За многие годы изучения и тщательного просмотра большой массы монет из денежного оборота, в моей коллекции образовался довольно интересный отдельный раздел. В этом разделе нет красивых штемпельных монет с чеканочным блеском. Наоборот присутствуют неброские, тёртые, и я бы даже сказал, «облезшие» экземпляры монет разных номиналов обычного стандартного тиражного образца. Объясняется всё довольно просто — все предметы этого раздела, монеты-подделки, изготовленные в разное время фальшивомонетчиками в ущерб денежному обращению. Причём самым «любимым» номиналом, который чаще всего подвергался имитации и подделыванию, являлся прославленный российский, а затем и советский ДВУГРИВЕННЫЙ, или по простому двадцатикопеечник. Данный номинал, по разнообразию сюжета штемпельного рисунка, технологии изготовления, и наконец по числу представленных разных экземпляров, является безусловным фальш-чемпионом нашего отечественного денежного обращения. Конечно, обязательно надо учитывать и тот факт, что в рассматриваемый нами период времени, начало двадцатых годов XX-го века, в результате нескольких денежных реформ и деноминаций, «твёрдая» советская мелочь «стоила» очень дорого. Двадцатикопеечник находился практически в «середине» номинального ряда советских монет — между банковскими номиналами полтинником и рублём, с одной стороны, и разменной мелочью — копейками, алтынами, пятаками, гривенниками и пятиалтынными, с другой. Серебряный двугривенный был самым крупным номиналом разменной мелочи, и соответственно являлся довольно значительной денежной суммой, на которую можно было что-либо купить или оплатить какие-либо услуги.
Целью данной заметки, как раз является показать всю «палитру» облика и техническое разнообразие методов и способов изготовления, различных и разных по времени монет-фальшивок двадцатикопеечников советского образца.
В качестве вводного примера определённой «преемственности поколений» среди отечественных фальшивомонетчиков, ретроспективу подделок открывают два российских поддельных двугривенных 1905-го и 1913-го годов (экземпляры из коллекции Г.С.). Первый выполнен штамповкой в меди, оригинальными, но грубо исполненными новорезанными штемпелями, второй изготовлен также штамповкой в бронзе, но довольно аккуратными, копированными с подлинных монет, штемпелями. Оба этих фальшака, имеют гуртовую насечку и после изготовления, были «посеребрены», для придания им надлежащего «товарного» вида. Скорее всего, судя по «манере и облику», первые поддельные советские двугривенные, были также «сработаны» умелыми руками старых российских дореволюционных фальшивомонетчиков.
Далее рассмотрим, с позиции технологии изготовления и своеобразного внешнего «художественного» облика, буквально плотную «погодовку» подделок серебряных двугривенных раннего советского периода.
1. 20 копеек 1923 года - штамповка в меди, оригинальными, грубо исполненными новорезанными штемпелями. Рисунок герба и надписей «корявый» и сильно отличается от оригинала. Гурт подделки имеет рубчатую насечку, нанесённую в гуртовом кольце. Вес 3,26 г. Диаметр 22 мм. Подделка малочисленна.
2. 20 копеек 1923 года - штамповка в латуни, оригинальными, довольно качественно исполненными новорезанными штемпелями, остатки «серебрения». Рисунок герба и надписей незначительно отличается от оригинала, на реверсе присутствует центовочная точка (между буквами «П» и «Е» в слове «КОПЕЕК»). Гурт имеет качественную рубчатую насечку, нанесённую в гуртовом кольце. Вес 3,84 г. Диаметр 22 мм. Подделка массового изготовления. Есть экземпляры аналогичных фальшивок с незначительными отличиями в рисунке штемпелей. Известен подобный экземпляр в белом металле (по ошибке, одно время, был идентифицирован, как новая разновидность тиражной монеты!).
3. 20 копеек 1924 года — штамповка в бронзе, довольно аккуратными, копированными с подлинных монет, штемпелями (лицевой штемпель копирован с 1 копейки 1924 года — буквы СССР круглые), следы «серебрения». Рисунок герба и надписей незначительно отличается от оригинала (известны случаи ошибочного принятия аналогичных подделок за «перепутку» - редкую монету из обращения). Гурт имеет довольно качественную рубчатую насечку, нанесённую после тиснения. Вес 3,64 г. Диаметр 21,4 мм. Подделка встречается относительно часто.
4. 20 копеек 1924 года — передавливание оборотного штемпеля, на медной копейке образца 1924 года, другим оборотным штемпелем, копированным с подлинной двадцатикопеечной монеты, следы «серебрения». Рисунок аверса оставлен без изменения и соответствует штемпелю 1.1, 1 копейки 1924 года (буквы СССР круглые). Гурт имеет первоначальную рубчатую насечку копеечной монеты. Вес 3,03 г. Диаметр 22,4 мм. Подделка малочисленна.
5. 20 копеек 1924 года — литьё в мягком оловянистом сплаве серовато-белого цвета. Штемпеля копированы с подлинных двадцатикопеечных монет. Заметно повышенное повреждение поверхности, за счёт мягкости металла отливки. Гурт имеет рубчатую насечку, полученную в отливочной форме. Вес 2,92 г. Диаметр 22 мм. Подделка довольно малочисленна.
6. 20 копеек 1924 года — грубая ручная гравировка подобия штемпельного изображения на медной круглой пластине, следы «серебрения». Рисунок герба и надписей гротескно и отдалённо напоминающий оригинал. Гурт подделки гладкий, со следами обточки. Вес 3,56 г. Диаметр 22,5 мм. Штучный экземпляр.
7. 20 копеек 1925 года - штамповка в меди, оригинальными, относительно качественно выполненными новорезанными штемпелями. Рисунок герба и надписей довольно сильно отличается от оригинала. Гурт подделки имеет рубчатую насечку, нанесённую в гуртовом кольце. Вес 3,23 г. Диаметр 22 мм. Подделка малочисленна. (экземпляр из коллекции Г.С.)
8. 20 копеек 1925 года - штамповка в латуни, оригинальными, довольно качественно исполненными новорезанными штемпелями, остатки «серебрения». Рисунок герба и надписей в деталях отличается от оригинала. Гурт имеет рубчатую насечку, нанесённую в гуртовом кольце. Вес 3,24 г. Диаметр 22 мм. Подделка малочисленна.
9. 20 копеек 1927 года — литьё в типографском сплаве (гарт) серовато-белого цвета. Штемпеля довольно качественно скопированы с подлинных двадцатикопеечных монет. Заметно повышенное повреждение поверхности, за счёт мягкости металла отливки. Гурт имеет подправленную вручную, рубчатую насечку, полученную в отливочной форме. Вес 3,50 г. Диаметр 22 мм. Подделка малочисленна.
10. 20 копеек 1928 года — перечекан медной копейки 1924 года, оригинальными, относительно качественно выполненными новорезанными штемпелями. Рисунок герба и надписей довольно сильно отличается от оригинала, следы «серебрения». Гурт имеет первоначальную рубчатую насечку копеечной монеты. Вес 3,13 г. Диаметр 22, мм. Подделка встречается относительно часто.
11. 20 копеик... 1928 года — напайка новых, награвированных цифр номинала «20» (поверх убранной цифры «3») на оборотном штемпеле бронзовых 3 копеек 1928 года, следы «серебрения». Рисунок аверса оставлен без изменения и соответствует штемпелю 1.2, 3 копеек 1926 года (буквы СССР круглые). Гурт имеет первоначальную рубчатую насечку трёхкопеечной монеты. Вес 3,09 г. Диаметр 22 мм. Подделка относительно малочисленна. (экземпляр из коллекции В.К.)
12. 20 копеек 1929 года — перечекан бронзовых 3 копеек 1928 года, оригинальными, относительно качественно выполненными новорезанными штемпелями. Рисунок герба и надписей незначительно отличается от оригинала, следы «серебрения». Гурт имеет первоначальную рубчатую насечку трёхкопеечной монеты. Вес 2,99 г. Диаметр 22, мм. Подделка малочисленна. (экземпляр с аукциона фирмы «Монеты и Медали» №79, лот 421)
13. 20 копеек 1930 года — литьё в неизвестном сплаве розовато-белого цвета, толстый кружок. Штемпеля довольно плохо скопированы с подлинных двадцатикопеечных монет. Заметны сильные дефекты фрагментов поверхности, за счёт некачественной отливки. Гурт имеет рубчатую насечку, полученную в отливочной форме. Вес 3,79 г. Диаметр 21,7 мм. Подделка малочисленна.
На этой подделке двадцатикопеечника 1930 года заканчивается время выпуска в обращение государственной билонной серебряной монеты и начат выпуск мельхировой. Следующие подделки, более позднего периода, уже не носят массового характера, но очень интересны, как своим появлением, так и временем нахождения в денежном обращении.
14. 20 копеек 1933 года — литьё в свинцовом сплаве серовато-белого цвета. Штемпеля довольно качественно скопированы с подлинных двадцатикопеечных монет. Заметно повышенное повреждение поверхности, за счёт мягкости металла отливки. Гурт имеет рубчатую насечку, полученную в отливочной форме. Вес 3,88 г. Диаметр 22 мм. Подделка крайне малочисленна.
15. 20 копеек 1961 года — тиснение на алюминиевой круглой заготовке. Штемпеля довольно качественно скопированы с подлинных двадцатикопеечных монет. Заметен довольно низкий рельеф изображения. Гурт имеет косую рубчатую насечку, нанесённую вручную. Вес 1,61 г. Диаметр 23 мм. Подделка крайне малочисленна.
16. 20 копеек 1982 года — тиснение обеих сторон на тонкой фольге, с последующим закреплением тиснёных кружков фольги на кружке из мягкого оловянистого сплава. Качество тиснения низкое, изображения скопированы с подлинных двадцатикопеечных монет. Сильно заметен сглаженный и низкий рельеф изображения. Гурт сглаженный, со следами обточки. Вес 3,71 г. Диаметр 22 мм. Подделка встречается относительно часто. По поводу последней подделки, двадцатикопеечника 1982 года, существует байка, об «умельце», который в домашних условиях изготавливал такие «двугривенные», с обычной банальной целью — вечерком «попить пивка на шару». Но был пойман с поличным, и даже обвинён в фальшивомонетничестве, и по этому поводу, в своё время, прошло сообщение в газете «Московский Комсомолец». Но до сих пор, образчики «продукции» этого любителя пива, изредка появляются на нумизматической толкучке, возле магазина «Нумизмат» в Москве.