Этот визит советские газеты называли крупнейшим событием международной жизни в 1963 году. В СССР побывал первый секретарь Единой партии социалистической революции и премьер-министр Революционного правительства Республики Куба Фидель Кастро Рус. В память о том на Московском монетном дворе изготовили настольные медали с портретом кубинского лидера. Ни до, ни после (вплоть до перестроечных времен) в Советском Союзе не чеканили медалей, посвященных визитам и переговорам государственных деятелей. Визит Кастро действительно был исключительно важным. Он поставил точку в истории Карибского кризиса, когда СССР и США оказались на грани войны.
Все началось с решения Никиты Хрущева отправить на Кубу ядерные ракеты в ответ на появление американских военных баз в Западной Европе и Турции. «Мы в ЦК решили подкинуть Америке «ежа»: разместить на Кубе наши ракеты, чтобы Америка не могла проглотить остров Свободы, — говорил Хрущев на совещании с группой высших офицеров в Кремле в июле 1962 года. — Согласие кубинской стороны имеется». Советская сторона настояла на полной секретности военной помощи. И, несмотря на все подозрения американцев, операция прошла успешно. Вместе с 40 ракетами на Кубе разместилась 40-тысячная армейская группировка, включавшая авиационные и танковые подразделения. Лишь в середине октября американский самолет-разведчик обнаружил на острове ракетные установки. Это «открытие» в США безоговорочно расценили как угрозу национальной безопасности, тем более что советское руководство поначалу отрицало факт поставки на Кубу ядерного оружия.
Американцы стали готовиться к вторжению на Кубу. Когда Хрущеву сообщили, что в ночь на 27 октября может начаться бомбардировка военных объектов на Кубе, он понял, что зашел слишком далеко. Советский премьер согласился вывезти ракеты после подтверждения согласия США с требованиями СССР (гарантии безопасности Кубы, демонтаж американских ракет в Турции и т.д.). Условия были приняты. После вывоза ракет американцы подняли вопрос о военной технике. С острова начали эвакуировать советские самолеты.
Фидель Кастро был потрясен — казалось, пообещав защиту, теперь его подставляют под удар. Он отдал приказ открывать огонь на поражение при появлении американских самолетов над Кубой. Советский лидер, в свою очередь, взъярился. Как свидетельствуют архивные записи, Хрущев (правда, в кругу своих) кричал, что СССР при каких обстоятельствах не подпишет военного соглашения со столь безответственным политиком. К январю 1963 года страсти улеглись, и Никита Сергеевич сочинил 27-страничное письмо, где доказывал Кастро, что вывоз ракет – еще не поражение, и приглашал его посетить Советский Союз. Хрущев хотел лично разъяснить политику СССР, объявить о своем намерении вывести войска с Кубы и одновременно не испортить дружеские отношения, оставить Кубу в зоне советского влияния. Кастро отнекивался, ссылаясь на проблемы со здоровьем, но в марте ответил согласием.
27 апреля 1963 года в аэропорту Мурманска (рейс прямой, секретный) приземлился самолет с делегацией из Гаваны. На следующий день Фидель был уже в Москве. Кастро хотел увидеть как можно больше, и ему постарались показать едва ли не весь СССР — Украину, Поволжье, Урал, Сибирь, Кавказ, Среднюю Азию. Изначально кубинцы предполагали отбыть на родину 20 мая, в итоге визит продлился на две недели. Фиделя всячески обхаживали: он удостоился звания Героя Советского Союза и стал почетным доктором юридических наук МГУ.
Московский монетный двор получил особый заказ — изготовить памятные медали к визиту. Один из лучших медальеров страны — Николай Соколов, главный художник Ленинградского монетного двора — сделал макет медали с портретом Кастро в берете и кителе с погонами майора (высшее воинское звание на Кубе) и надписью на оборотной стороне «Фиделю Кастро Рус в честь визита дружбы в СССР». Гравер-медальер Московского монетного двора Алексей Новичков подготовил иной вариант: аверс — Кастро без берета, звезды на погонах не видны, реверс — надпись «В память пребывания делегации Кубы в СССР». Был еще и третий вариант: с портретом и полным именем кубинского лидера на аверсе. Но именные медали появились только в пробных экземплярах. Для официальной чеканки выбрали образец Новичкова. Почему — неясно (вероятно, выпуск персональной медали для Кастро сочли излишним). Неизвестен также тираж медалей. Можно лишь сказать, что на аукционах они встречаются очень редко.
С аукциона Монеты и Медали № 71.
Хрущеву удалось обаять и уговорить Кастро. Советско-кубинское заявление, подписанное в Москве 23 мая, гласило: «Если в нарушение взятых президентом США обязательств о невторжении на Кубу на нее будет совершено нападение, то Советский Союз выполнит свой интернациональный долг перед братским кубинским народом и окажет ему необходимую помощь для защиты свободы и независимости…». 29 мая 1963 года стороны заключили еще одно, секретное соглашение — о сокращении советской группировки на Кубе до величины одной мотострелковой бригады. 3 июня кубинская делегация покинула СССР. Надо полагать, она увезла с собой значительную часть тиража памятных медалей.
Спустя неделю Никита Хрущев докладывал на заседании Президиума ЦК КПСС: «Он правильно понял нашу позицию. Кастро, похоже, изменился после трудных дней октября. Я ему сказал: вот говорят, что мы струсили. Но если мы струсили, так зачем же тогда на Кубу поставлять ракеты?.. Конечно, было бы лучше не выводить ракеты, это и дураку ясно. Но не все выходит по желанию. Не вышло. Но главная-то цель оправдалась. Мы хотели, чтобы вы были, чтобы социалистическая Куба развивалась. Вы развиваетесь. Американцы, наоборот, хотели вас стереть с лица земли. Кто же потерпел поражение? Тот, кто не достиг своей цели. А мы своей цели достигли. Значит, мы выиграли, мы победили…».