ś

X
Аукцион 76
Лот 439

Металлические боны Арктикуголь

В 2011 году фирма «МастерВижн» выпустила в свет новую книгу серии «Монеты страны советов», посвященную металлическим бонам треста «Арктикуголь». Мы приводим введение из этой книги.

  Фролов Е.М. «Монеты страны Советов. Металлические боны государственного треста
  «Арктикуголь». Издание второе. ISBN 978-5-87785-058-3. М: «Духовная Нива», 2011, с. 3-6.

 

 

 

В последнее время все больше коллекционеров интересуются металлическими монетовидными знаками. В различных публикациях их называют то жетонами, то бонами, то марками. Мы будем придерживаться терминологии А.П.Шишкина, приведенной в его статье «Классификация русских жетонов, металлических бон и металлических марок». Слово «бон» или «бона» имеет французское происхождение и обозначает монетовидный знак, он не является общегосударственной монетой, но предназначается только для платежа. Это заменители монет временного и часто вынужденного характера» (1). Исходя из этого определения, металлические знаки государственного треста «Арктикуголь» для внутриведомственного использования на Шпицбергене следует называть металлическими бонами.

Архипелаг Шпицберген — это группа из шести крупных и множества мелких островов в Северном Ледовитом океане, расположенных между 76˚30΄ и 80˚50΄ северной широты и 10˚25΄ и 33˚40΄ восточной долготы. Площадь этого архипелага – более чем 62 тысячи квадратных километров. Около 60% площади Шпицбергена покрыто льдом, толщина которого колеблется от 50 до 500 метров. Среднегодовая температура составляет 6,5˚С ниже нуля. Именно поэтому норвежцы с давних времен называют эти места архипелагом Свальбард («Холодный край»).

Официальная дата открытия архипелага — 1596 год. Связано это событие с именем голландского мореплавателя Виллема Баренца. Это он в поисках северного прохода в Китай первым нанес на карту очертания Западного побережья архипелага. Из-за множества гор, высота которых достигает отметки 1700 метров, Баренц назвал эту землю «Шпицберген» — «Острые горы». Однако целый ряд российских и западноевропейских источников свидетельствует о том, что русские поморы, промышляя песцов, моржей и тюленей, посещали Шпицберген (русское название Грумант — «Зеленая земля») еще в XV веке.

Этот факт подтвердился археологическими исследованиями, проведенными на Шпицбергене в 1978–1985 годах. Ученые из Норвегии, Швеции, Финляндии, России, Дании и Польши с помощью дендрологического анализа останков деревянных построек поморов доказали, что эти строения появились еще до знаменитого плавания Беренга, поскольку наиболее древние из них датируются серединой XVI века.

Очередное открытие архипелага принадлежит англичанину Генри Хадсону, который в 1807 году обнаружил большие стада серых китов в прибрежных водах Шпицбергена, что положило начало китобойному промыслу, продолжавшемуся почти два столетия.

В конце XIX – начале XX века, когда в недрах архипелага были открыты большие запаса угля, Шпицберген снова привлек внимание многих стран. Промышленная разработка одного из первых месторождений была начата в 1905 году американцем Дэконом Лонгеаром, основавшим компанию «The Arctic Company».

В 1912 году экспедиция известного исследователя Севера Владимира Русанова провела геологическую разведку на Шпицбергене, в результате которой на карту были нанесены месторождения каменного угля, закреплявшие за Россией право на разработку этих месторождений. А уже в середине 20-х годов на территории архипелага действовало восемь компаний, занимавшихся добычей каменного угля.

В течение нескольких веков Шпицберген оставался ничейной землей, и любое государство имело право на использование его природных ресурсов. Де-юре это было закреплено Парижским договором 9 февраля 1920 года (Шпицбергенский трактат 1920), который определил международно-правовой статус архипелага Шпицберген.

Согласно этому трактату представители более 50 государств: Россия и другие государства, состоявшие в СССР, США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Нидерланы, Болгария, страны бывшей Югославии, Венгрия, Дания, Норвегия, Польша, Чехия, Слования, Румыния, Италия, Швеция и другие согласились признать суверенитет Норвегии над Шпицбергеном при условии, что государствам-участникам договора предоставляется равное право на эксплуатацию естественных ресурсов Шпицбергена и его территориальных вод. Составной частью Парижского договора явился Горный устав, который регламентировал порядок осуществления права разведывать, приобретать и разрабатывать на Шпицбергене месторождения полезных ископаемых. Норвежский стортинг (парламент) в резолюции от 15 февраля 1947 года признал, что СССР является государством, имеющим наряду с Норвегией особые экономические интересы на Шпицбергене. С 1991 года эти права перешли к России.

В 1924 году Советский Союз признал суверенитет Норвегии над архипелагом в ходе переговоров об установлении дипломатических отношений, а спустя одиннадцать лет официально присоединился к Парижскому договору.

Советской геологической экспедицией на Шпицбергене летом 1925 года была доказана целесообразность добычи угля для обеспечения нужд морского флота, начавшего освоение судоходной трассы Северного Ледовитого океана. В сентябре 1925 года было создано акционерное общество «Русский Грумант» 50% акций которого, принадлежали тресту «Северолес». Спустя два года «Русский Грумант» приобрел участок «Гора «Пирамида», ранее принадлежащий шведской компании. В начале 1931 года трестом «Союзлеспром» были приобретены права еще на один рудник – «Грумант», – а в июле того же года ледокольным пароходом «Сибиряков» на Шпицберген была доставлена первая партия рабочих для рудника: 150 шахтеров и строителей. 7 октября 1931 года права и обязанности «Северолеса», в части добычи угля, были переданы вновь организованному тресту «Арктикуголь», который стал владельцем имущества, прав и обязанностей Советского Союза на Шпицбергене(2). Трест «Арктикуголь» покупает у голландской компании «Неспико» рудник Баренцбург и становится владельцем трех участков общей площадью 251 кв. км.

Снабжение шпицбергенским углем северных районов СССР и его морского флота в Арктике было важным для советской экономики перед второй мировой войной, но рудники Баренцбург, Грумант и строящийся рудник Пирамида в начале войны пришлось закрыть. Советских граждан вывезли на материк, так же были эвакуированы и норвежцы, контроль над Шпицбергеном перешел на время к немцам. Советский рудник Баренцбург вплоть до осени 1942 г. служил основной военной базой, здесь работала метеорологическая станция, немецкие бомбардировщики регулярно наносили удары по Баренцбургу. В ноябре 1942 г. из Англии были привезены корабельные орудия, одно из них установили в пяти километрах от поселка на восточном входном мысу в Грён-фьорде. Эта пушка 8 сентября 1943 г. приняла неравный бой с фашистской эскадрой, возглавляемой линкорами «Тирпиц» и «Шарнхорст», в результате нападения были полностью разрушены и сожжены Баренцбург, Грумант, Лонгиербюен и Свеагрува.

В послевоенные годы добыча угля на архипелаге возобновилась силами норвежских компаний и треста «Арктикугль», который был представителем Советского Союза в Заполярье.

Баренцбург и Пирамида превратились в высокомеханизированные автономные рудники, включая в себя поселки, морские порты, вертолетные станции, электромеханические цеха, теплостанции, автопарки, телестанции, подсобные хозяйства. Морские суда доставляли добытый здесь уголь на Кольский полуостров, в Архангельск, а также в Западную Европу.

Постепенное истощение разведанных запасов в шахтах архипелага привело к сокращению добычи везде, кроме норвежской Свеагрувы. Норвежское правительство начало ориентировать Шпицберген на развитие туризма и экспедиционно-научной базы.

Сейчас в собственности России, представителем которой является государственный трест «Арктикуголь», на Шпицбергене находятся 26 земельных участков общей площадью более 250 кв. км. Рудник Грумант был закрыт в 1961 году. Рудник Пирамида прекратил своё существование в начале 90-х годов. Поддержание жизнедеятельности Баренцбурга, обеспечивается дотациями из бюджета России, там с 2006 года добывается уголь только для собственного потребления.

 Первый выпуск металлических бон государственного треста «Арктикуголь» был осуществлен в 1946 году на Ленинградском монетном дворе. Были выпущены боны четырех достоинств, которые имели хождение до 1957 года. Рисунки лицевых и оборотных сторон всех бон одинаковы: по окружности название треста «Артикуголь», а в центре и внизу — цифра номинала и надпись «КОПЕЕК».

Второй выпуск металлических бон достоинством 20, 25, 50 и 100 рублей осуществлен в 1993 году на Московском монетном дворе. Все боны также оформлены одинаково. На оборотной стороне вверху по краю надпись «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 1993». Появление этой надписи вызвало резкий протест Норвегии, которая усмотрела в этом посягательство на свой суверенитет. Поэтому боны 1993 года были возвращены в Мурманск в управление треста «Арктикуголь».

Третий выпуск металлических бон достоинством 0,1; 0,25; 0,5; 1; 2; и 5 был произведен на Санкт-петербургском монетном дворе в 1998 году. В качестве номинала указаны цифры без наименования денежных единиц и надпись «РАЗМЕННЫЙ ЗНАК» На оборотной стороне «ШПИЦБЕРГЕН» и название треста «Артикуголь».

Четвертый выпуск металлических бон был осуществлен в 2001-2005 гг. в память о трагических событиях этого периода. На бонах, в качестве номинала, указана цифра 10 без обозначения денежных единиц. Боны чеканились из медно-никелевого сплава качеством proof на Санкт-Петербургском монетном дворе. Кроме основного тиража были выпушены пробные боны в других металлах: золоте 585-й пробы, серебре 925-й пробы, алюминии и алюминиевой бронзе.

 

Интересный факт — выход в свет этой книги совпал с возобновлением интереса Российской Федерации к освоению Шпицбергена. 17 мая 2011 г. первый вице-премьер РФ Виктор Зубков провёл заседание правительственной комиссии по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген. В.Зубков потребовал обеспечить своевременное финансирование экономической и научной деятельности на архипелаге в текущем году.


Оцените заметку

Средняя оценка (26)

тэги: аукционы, жетоны, советские монеты