Трудно представить себе более фантастическую картину, чем эта, когда шестиметровая статуя сходит с постамента и командорскими шагами шествует из Тайницкого сада Кремля на Пречистенку. На ее место решительным шагом поспешает бронзовый Ильич и садится отдохнуть на каменную скамеечку. А начавший рокировку бронзовый Александр II встает на место, где находился «трон» его сына Александра III.(«троном» нумизматы называют монету, на которой изображен памятник Александру III работы А.Опекушина, установленный в 1912 году в сквере храма Христа Спасителя. Император был изображен сидящим на троне). Памятнику Александру III была уготована короткая жизнь – открыли его в 1912 году, а разрушили в 1918. На месте монумента, на том же постаменте, планировалось установить памятник «Освобожденному труду». Была даже произведена закладка памятника, на которой присутствовал В.И. Ленин. Но не сложилось. И сегодня на Пречистенке у храма Христа Спасителя гордо возвышается памятник Александру II работы А. Рукавишникова, открытый в 2005 году.
Все эти перемещения героев, изваянных в бронзе и камне, были совершены по воле народа. Народная воля определила не только жизненный путь, но и судьбу российского государства. Ровно 150 лет назад Александр II дал народу волю, отменив крепостное право.
Через два десятилетия, 130 лет назад, после шести покушений народовольцы его убили. Незадолго до того назначенный обер-прокурором синода К.П.Победоносцев в самый день гибели Александра II писал новому императору: «Бог велел нам пережить нынешний страшный день. Точно кара Божия обрушилась на несчастную Россию. Хотелось бы скрыть свое лицо, уйти под землю, чтобы не видеть, не чувствовать, не испытывать. Боже, помилуй нас». Словно перекликаются с этими словами написанные, правда, по другому поводу стихи Василия Андреевича Жуковского:
Кто близ одра, как близ могилы,
В ночи, бессонный, не рыдал,
Тот вас не знает, вышни силы!
Жуковский в свое время был приглашен в качестве «чтеца» к вдовствующей императрице Марии Федоровне, в 1817 — учителем русского языка к великой княгине Александре Федоровне (жене будущего императора Николая I). В течение 15 лет Жуковский был наставником Великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II). Поэт стремился привить своему ученику уважение к закону, справедливости, отрицательное отношение к крепостному праву.
И парадоксы времени — его сын — художник Павел Васильевич Жуковский принял самое активное участие в возведении монумента в память о царе освободителе. Отец верой и правдой служил одному императору, сын – следующему.
Кремлевский монумент Александру II (монету с его изображением нумизматы называют «дворик») создавался лично по заказу его сына, императора Александра III. Александр III поставил весьма конкретные задачи: «Памятник должен быть верным и ясным изображением личности почившего Государя и точным выражением важнейших деяний и событий Его царствования, а также лично Ему присущих глубоко христианских добродетелей, которыми отличалась вся Его жизнь. Нежелательно изображение государя на коне, изображений аллегорических, мифологических, а также сподвижников Его в отдельных фигурах, как нежелательно и устройство в памятнике часовен, киотов с образами и тому подобных религиозных предметов». Осенью 1889 года Жуковский сделал эскиз, который понравился государю, и Жуковскому, а также скульптору А. Опекушину и архитектору Н.Султанову поручили разрабатывать проект дальше.
Царь сам утверждал все проекты императорских памятников, коих в его царствование было около ста. Впоследствии все эти монументы были разрушены, а их изображения исчезли со страниц учебников и книг по истории искусства, благодаря «Декрету о снятии памятников царям и их слугам, не имеющих исторического и художественного значения». Только монеты и медали донесли до нас вещественное и осязаемое напоминание о тех временах и тех героях.
На медали и памятных рублях, чеканенных в память сооружения памятника Александру II, мы можем увидеть это сооружение, о котором в дореволюционном путеводителе по Москве написано: «Памятник стоит среди полукруглой галереи из белого песчаника, кровля которой выложена медными вызолоченными и эмальированными плитами. Внутри галереи потолок украшен чудною венецианскою мозаикой, древними орнаментами и тридцатью тремя портретами русских государей, начиная с Владимира Святого и кончая Императором Николаем I. В центре этой галереи на высоком цоколе из красного гранита стоит во весь рост бронзовая статуя Императора Александра II, прославляемого величайшим благодетелем своего народа, за освобождение от крепостного права. На полный генеральский мундир, в который Государь одет на памятнике, наброшена сверху царская мантия; голову Его величает корона. Левой рукой Он держит скипетр, правая же протянута вперед, как бы вечно сея доброе и полезное для современников и их потомков».
Строился монумент в течение пяти лет (1893–1898), общая стоимость — 800 000 руб. Надпись на фризе галереи сообщала, что сооружен памятник добровольным иждивением русского народа.
Снесли памятник в 1918 году по инициативе Ленина — решение о сносе приняли в день рождения вождя. Ильич искренне радовался «подарку». В 1967 году на месте этого памятника в Тайницком саду воздвигли памятник самому Ленину (скульптор В.Б.Пинчук, архитектор С.Б.Сперанский). Впоследствии памятник Ленину в Московском Кремле был демонтирован.
Сидя на каменной скамеечке, на месте памятника царю-освободителю, Владимиру Ильичу было о чем подумать и что вспомнить. Кто знает, сидел бы он здесь, если бы народовольцы не убили Александра II. И если бы брата Ленина - народовольца Александра Ульянова не повесил бы сын убитого царя Александр III за подготовку к покушению на императора.
Но тогда и в самом фантастическом сне Ильичу не могло присниться, что придет время и на родине, под городом, названным в его честь — Ульяновском — в феврале 2011 года в ознаменование 150-летия отмены крепостного права поставят памятник царю-освободителю.
По России в феврале, прошла волна возмущения, поднятая «младореформаторами» — почему в честь памятного события — 150-летия отмены крепостного права не выпущена юбилейная медаль? Так что не исключено, что мы дождемся еще одной медали, посвященной Александру II.