О страх! о ужас! гром! ты дёрнул за штаны,
Которы подо ртом висят у сатаны.
М.В.Ломоносов
Седина в бороду, бес в ребро. Никого не удивишь этой пословицей. Но бывали случаи, когда хитроумный бес поражал и ребро, и бороду. Именно с бесовщиной связывали бояре тот факт, когда великий князь Василий III, будущий отец Ивана Грозного, совершил манипуляции с бородой ради юной жены — красавицы Елены Глинской, которая была его моложе на 25 лет. Надо признать, государь рисковал не зря. Новая жена подарила ему наследника. Сын Василия и Елены — Иван Грозный к бороде питал большее уважение, чем отец, утверждая, что бритье бороды есть грех, который не смоет кровь всех великомучеников.
Вообще до восшествия на престол Петра I на бороду особых покушений не было. За этим строго следило общество, и особенно церковь. Жили по библейским законам: «…Не сотворите обстрижениея кругом от влас глав ваших, ниже брите брад ваших» (Левит 19:27). Стоглавый Собор в 1551 году порешил — «Того, кто умрет без бороды, не отпевать, на сорокоуст не подавать, свечи не ставить и не молиться». В общем, без бороды русского мужика представить было невозможно. И берегли ее как зеницу ока. В «Русской правде» Ярослава Мудрого штраф за отсечённый палец составлял 3 гривны, «а если кто вырвет у кого клок бороды, то платить 12 гривен штрафа» (т.е. цена 6 коней или 15 коров). В народе борода воспринималась как символ чести, достоинства, поэтому об опозоренном человеке говорили: «Собственную бороду оплевал». Всматриваясь в образы русских князей на летописных миниатюрах, мы не найдем среди них бритого лица. На Руси до Петра I ношение бороды являлось религиозно-нравственным обычаем, который был обязателен для всех сословий.
Нарушение традиций царём Петром I всколыхнуло всю страну. Вернувшись из Великого посольства в 1698 г., уже на другой день, на приёме в Преображенском дворце Петр собственной рукой резал бороды своим вельможам. Под горячую руку попался и первый генералиссимус Шеин, и князь-кесарь Ромодановский, и другие бородатые особы. На следующем балу ножницами орудовал уже шут царя.
В 1698 г. вышел первый указ, предписывающий русским людям новый стиль в одежде и запрещающий ношение бороды. Сам указ до нас не дошёл, известно лишь, что он вызвал огромное сопротивление. Поэтому в 1705 г. его заменил другой «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». Приведём отрывок из этого указа.
«…На Москве и во всех городах, царедворцам и дворовым и городовым с приказными всех чинов служилым людям, и гостям гостиной сотни и чёрных слобод посадским людям всем сказать, чтоб впредь с сего Его Величества Государя указа, бороды и усы брити. А буде кто бороды и усов брити не похотят, а похотят ходить с бородами и усами и с тех имать, с царедворцев и с дворовых и с городовых и всяких чинов служилых и приказных людей по 60 рублей с человека; с гостей и гостиной сотни первыя статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков и с церковных причётчиков, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека в год. И давать им приказа Земских дел знаки, а те знаки носить при себе». Борода обходилась владельцу дорого, сумма в 30 рублей в те времена составляла годовое жалование одного воина. Пословица «без рубля бороды не отрастишь» была в народе весьма популярной.
Заплатившим пошлину выдавались медные жетоны — «бородовые знаки»: круглые, с выбитой надписью «Деньги взяты», с изображением носа, губ, бороды и усов с одной стороны и годом выдачи с другой. Их нужно было постоянно носить при себе и подтверждать своё право на бороду каждый год.
Согласно указу, царь пощадил лишь бородатых представителей духовного сословия, сохранивших право на ношение бороды бесплатно; крестьяне должны были платить налог и приобретать «бородовой знак» всякий раз при въезде в город.
В 1757 г. М.В.Ломоносов написал «Гимн бороде», где, как многие считают, обратился к ней исключительно с уважением: «Борода предорогая!». При ближайшем и внимательном рассмотрении — этот гимн, мягко выражаясь, на самом деле является анти гимном бороде. И припев, начальную часть которого часто цитируют как похвалу бороде, выглядит весьма двусмысленным:
Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.
…Борода в казне доходы
Умножает по вся годы:
Керженцам любезной брат
С радостью двойной оклад
В сбор за оную приносит
И с поклоном низким просит
В вечный пропустить покой
Безголовым с бородой.
В свое время «Гимн бороде» вызвал волну недовольства в среде духовенства, которое требовало от императрицы наказать автора.
Бородовые знаки чеканили на монетном дворе в Москве. Знаки в основном были медными. Известны только единичные экземпляры, выполненные из золота и серебра. В 1724 году бородовые знаки были изменены — они стали больше по размеру, ромбической формы с надписью на лицевой стороне «с бороды пошлина взята». Оборотная сторона с узорной каймой и без легенды. По гурту надпись — «Борода лишняя тягота». Эти знаки тоже медные. Серебряные считаются новоделами.
Лично сам Пётр даровал привилегию беспошлинного ношения бороды только трём людям в российском государстве — московскому губернатору Тихону Стрешневу в силу хорошего отношения со стороны царя, боярину Михаилу Черкасскому из уважения к его преклонным годам и патриарху Адриану в силу сана. Особенно сопротивлялись брадобритию старообрядцы. «Режь наши головы, не тронь наши бороды» — был их ответ.
В 1722 г. по новому указу, для всех бородачей устанавливался единый налог в 50 рублей. Дочь Петра — Елизавета подтвердила указы о брадобритии, что вызвало в обществе неоднозначную оценку. Но Елизавета Петровна, предпочитая французскую моду, продолжала собирать деньги за ношение бороды. Только Екатерина II отменила плату с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым». В 1863 году Александр II отменил «бородовые» запреты.
Вопрос бороды с XVIII в. постоянно являлся предметом государственных указов. Поставил точку в этом вопросе император Александр III, личным примером, как и его сын — Николай II, доказавший, что борода и усы — это дань русским традициям и обычаям. Их изображения с бородой на монетах и медалях знакомы всем нумизматам.