Шесть лет назад, в 2008 году, в юбилейном издании «ЭЗГБ-ФГУП Гознак 1818-2008. История в событиях, фактах, судьбах.» (авторы А.В. Трачук, Н.М. Никифорова), в заключительном разделе книги, под названием «История Санкт-Петербургского Монетного Двора Гознака в датах и событиях», была размещена следующая информация: «1925 (год). Начата чеканка золотых 10- и 5-рублевых монет («царских», сохранившимся штемпельным инструментом) для оплаты внешнеторговых операций (всего на 25,1 млн.руб.)». Позднее, в аналогичном издании 2009 года «Монетный двор. История и современность. К 285-летию Санкт-Петербургского Монетного Двора Гознака.» (авторы С.В. Орлов, А.В. Бакарев), наряду с сообщением о чеканке таких золотых монет, приведены фотографии штемпельного инструмента, хранящегося на Ленинградском монетном дворе. Нам особенно интересна фотография маточника реверса монеты 5 рублей 1897 года, с датой его изготовления — 4 августа 1924 года! Рядом приведено фото лицевого штемпеля пятирублёвой монеты с оригинальным рисунком портрета Императора Николая II — так называемой «большой головой». Именно такой оригинальный портрет царя, в сочетании со «старой» датой (1897 г.), и представляет собой типичный образец «секретной» советской продукции Ленинградского монетного двора двадцатых годов XX века.
До настоящего времени отдельными частными исследователями высказывались гипотезы о советской чеканке монет «царского» золота, основанные, как на практических знаниях штемпельных отличий золотых императорских монет, так и на цифрах о «числе отчеканенных золотых кружков» согласно годовым производственным отчётам ЛМД в 1925-1926 гг. Но вот официальная публикация приведённых выше фактов, пожалуй первое документальное подтверждение из уст руководства Гознака и ЛМД, о специальном «конфиденциальном заказе», который был выполнен Ленинградским монетным двором в годы НЭПа. Оправданием данного действия властей СССР считается «золотая блокада» западноевропейских государств принятая по отношению к золотому советскому червонцу образца 1923 года — на эту монету был введен запрет к принятию в уплату. А вот запрета на прием к выплате долгов императорскими золотыми монетами буржуазная Европа не вводила, полностью доверяя монетам свергнутой монархии. Вероятно западные кредиторы сочли, что молодая Страна Советов не сможет организовать изготовление полноценной качественной золотой монеты, идентичной царской. Хотя впрочем качество и состав первой советской золотой монеты были на высоте. И по сей день, подлинный золотой советский червонец 1923 года, был и остается одним из самых желанных и дорогих «гостей» в собрании любого уважающего себя коллекционера, как монет Страны Советов, так и Императорской России.
Но это сейчас, а в то далекое время, правительству советского государства надо было спешно «выкручиваться» из создавшегося положения. Пришлось воспользоваться старым проверенным способом — если твои деньги не берут, то нужно «сделать» деньги, которые принимают везде и без вопросов. Подобное в нашей истории уже бывало — вспомним секретное российское производство нидерландских дукатов ХVIII и ХIХ века. Эти дукаты проходили по отчетным документам Санкт-Петербургского монетного двора под названием «известная монета». Вот и теперь поступил тайный приказ «с самого верха» — Ленинградскому монетному двору отчеканить необходимое количество монет из золота, по общему виду ничем не отличающихся от последних монет императорской России. Опять, как повелось, но по отчетам уже Ленинградского монетного двора, эта продукция была замаскирована под названием «кружки крупного и мелкого достоинства». Так как времени после революции прошло немного, старый штемпельный инструмент частично был сохранен и мог быть годен к употреблению. Также работали ещё на монетном дворе старые специалисты, которые принимали непосредственное участие в изготовлении исходных императорских золотых монет. И дело пошло. В это время были отчеканены десятирублевики датированные 1898-1904 годами (за исключением 1900 и 1903 гг) и пятирублевики с датами 1897-1901 годов*. Соответственно выплата по внешним долгам СССР на некоторое время была обеспечена, причем выплата в «твердой» мировой валюте — в виде полноценной императорской золотой монеты.
В нашу задачу входит объединить и аргументировать перечень наиболее убедительных признаков присущих этим «вновь сделанным царским монетам» советского чекана. Сначала мы отметим отличия и отклонения в общей технологии процесса чеканки этих монет. Затем рассмотрим применение особого и переправленного гуртильного инструмента. И, наконец, отметим важный факт использования не соответствующих и оригинальных лицевых штемпелей измененного рисунка.
Характерным внешним признаком отличия дореволюционных монет от монет советской чеканки является присутствие на последних следов юстировки — грубых полос и рисок остающихся после спиливания (соскабливания или состругивания) с монетных кружков излишнего металла. Особенно характерны такие юстировочные линии для основного количества советских червонцев датированных 1923 годом. На исходных монетах императорской чеканки подобная юстировка или отсутствует совсем, или встречается редко.
«Царские» монеты советской чеканки отличает также: более грубая вырубка монетных заготовок, риски и полосы от гуртовки (обжатия) монетных кружков, грубая рихтовка внутренней поверхности чеканочного кольца. Все эти факторы влияют на качество и фактуру гурта. Гуртовая поверхность монет имеет множество поперечных неравномерных царапин и рисок. Дополнительным показателем принадлежности данных монет к советской чеканке является их довольно частый «перевес». Он происходит при нарушении ремедиума — предела отклонения фактического веса монеты от законной нормы. Причем, как правило в большую сторону — по принципу «уж лучше выше, чем ниже». Конечно, подобные признаки не считаются основными и учитываются только в случае совокупности с другими более весомыми отличиями у монет данного выпуска.
Одним из главных признаков присущих «царским» монетам советского производства является особое специфическое оформление гуртовой надписи. На гурте монет достоинством 10 рублей хорошо видны более широко расставленные скобки отделяющие буквы минцмейстера. На исходных монетах скобки сближены. Буквы минцмейстера «А Г» шире и крупнее, чем на аналогичных императорских монетах. Особенно отличается буква «Г», с длинной верхней горизонтальной гастой, напоминающей по форме виселицу. В другом случае имеет место грубая перегравировка исходной буквы минцмейстера «Г» на гуртовой верейке. Простым добавлением толстой прямой диагональной соединительной гасты, буква «Г» превращается в букву «Р». На исходных монетах буква «Р» имеет ровную полукруглую форму. Наконец общим дополнительным гуртовым отличием можно также считать и специфическую форму букв «З» в словах «золота» и «золотникъ» в надписи — у «советских» монет эти буквы имеют более закругленные концы, в отличие от спрямленных концов этих букв на исходных дореволюционных монетах.
Гурт АГ 10 руб 1899 норма и «виселица»
Гурт АР 10 руб 1902 норма и перегравировка
Следующим значимым и важным признаком отличия золотых «царских» монет советского производства от исходных императорских является использование оригинальных штемпелей аверса. Эти штемпели оригинального рисунка имеют хорошо видимые отличия как в деталях так и размерах всего изображения в целом. Так особый аверс «советского царского» пятирублевика имеет название «большая голова» и отличается от «исходного» царского портрета размером, деталями рисунка, и шириной выступающего внешнего канта монеты. Оригинальный аверс «царских советских» десятирублевых монет — низкорельефный портрет «малая голова» с более широким внешним кантом, среди нумизматов имеет своё бытовое прозвище, причём даже два — «итальянец» и «лампочка».
С большой долей вероятности можно предположить, что данные «новые» варианты монетных портретов могли быть разработаны ещё со времени подготовки реформы С.Ю. Витте. Судя по стилю и характеру изображения портрет пятирублёвика «большая голова» явно перекликается с изображениями Императора Николая II на таких монетах, как 10 и 5 русов 1895 года и полуимпериалах 1895 и 1896 годов. Не исключено, что штемпельный инструмент с данным типом портрета впоследствии не получил одобрения свыше, хотя наверняка был изготовлен и подготовлен к чеканке. Аналогичная ситуация могла сложиться и с портретом низкого рельефа «малая голова» на десятирублевых монетах. Изготовителем данного изначально не одобренного в чеканку варианта аверса вполне мог быть А.Ф. Васютинский — в прошлом ведущий медальер Санкт-Петербургского монетного двора и автор многих изображений Императора Николая II на российских медалях. Работы этого медальера всегда отличались мягкостью линий и невысоким рельефом изображения. Будучи впоследствии начальником гравёрных мастерских Ленинградского монетного двора того времени, А.Ф. Васютинский вполне мог лично организовать ревизию оставшегося старого штемпельного инструмента и подготовить его для чеканки требующихся «новых царских» монет.
В итоге, с учетом вышеизложенных данных базирующихся на разработках современных исследователей-нумизматов и коллекционеров по золотым монетам периода царствования Николая II, можно составить более или менее полный перечень «царских» монет отчеканенных на Ленинградском монетном дворе за период 1925-1926 гг*.
5 рублей. Обычный. Большая голова. Поздний
1. 5 рублей 1897 года, АГ. Лиц. ст.: портрет «большая голова», широкий внешний кант.
2. 5 рублей 1898 года, АГ. Лиц. ст.: портрет «большая голова», широкий внешний кант.
3. 5 рублей 1899 года, ЭБ. Лиц. ст.: портрет «большая голова», широкий внешний кант.
4. 5 рублей 1899 года, ЭБ. Лиц. ст.: поздний портрет образца 1903-1911 гг (редкие).
5. 5 рублей 1900 года, ФЗ. Лиц. ст.: портрет «большая голова», широкий внешний кант.
6. 5 рублей 1901 года, ФЗ. Лиц. ст.: портрет «большая голова», широкий внешний кант (очень редкие).
10 рублей. Обычный. «Лампочка». Поздний
7. 10 рублей 1898 года, АГ. Лиц. ст.: портрет «малая голова», широкий внешний кант. На гурте буква минцмейстера «Г» большая, в форме виселицы.
8. 10 рублей 1898 года, АГ. Лиц. ст.: поздний портрет образца 1900-1911 гг. На гурте буква минцмейстера «Г» большая, в форме виселицы (редкие).
9. 10 рублей 1899 года, АГ. Лиц. ст.: портрет «малая голова», широкий внешний кант. На гурте буква минцмейстера «Г» большая, в форме виселицы.
10. 10 рублей 1899 года, АГ. Лиц. ст.: портрет образца 1900-1911 гг. На гурте буква минцмейстера «Г» большая, в форме виселицы.
11. 10 рублей 1901 года, АР. Лиц. ст.: портрет «малая голова», широкий внешний кант. На гурте буква минцмейстера «Р» перегравирована из буквы «Г».
12. 10 рублей 1902 года, АР. Лиц. ст.: портрет образца 1900-1911 гг. На гурте буква минцмейстера «Р» перегравирована из буквы «Г».
13. 10 рублей 1904 года, АР. Лиц. ст.: портрет «малая голова», широкий внешний кант. На гурте буква минцмейстера «Р» перегравирована из буквы «Г».
14. 10 рублей 1904 года, АГ. Лиц. ст.: портрет «малая голова», широкий внешний кант. На гурте буква минцмейстера «Г» большая, в форме виселицы (очень редкие).
Выделенные монеты в большинстве своем неоднократно проходили на аукционах специально нумизматической фирмы «Монеты и Медали», с атрибуцией своей принадлежности именно к периоду чеканки советского времени. Экземпляры этих интересных монет пользуются заслуженным вниманием и спросом у коллекционеров.
И.И.Рылов, А.И.Федорин
Использованная литература:
Глейзер М.М. Золотой червонец. II-е изд. Санкт-Петербург СПИКС 2007.
Каюмов А.Ф. Золотые монеты царствования Николая II. 5, 10, 7,50 и 15 рублей регулярных выпусков. Москва 2011.
Орлов С.В., Бакарев А.В. Монетный двор. История и современность. К 285-летию Санкт-Петербургского Монетного Двора Гознака.», Санкт-Петербург 2009.
Рылов И. И. Соболин В. И. Монеты России от Николая II до наших дней. Каталог. Ассоциация «Пруф». Москва 2004.
Трачук А.В., Никифорова Н.М. ЭЗГБ-ФГУП Гознак 1818-2008. История в событиях, фактах, судьбах., Москва 2008.
*) В список не вошли монеты с незначительными мелкими штемпельными отличиями или вообще не имеющие существенных отличий, но причисляемые некоторыми исследователями к императорским монетам «советской» чеканки, например 5 рублей 1902 года или 10 рублей 1911 года.